Скорбим…

Несмотря на возраст, болячки, состояние здоровья, смерть всегда приходит нежданно… и застаёт врасплох. Отложил, не важно, почему, встречу в прошлом месяце…, пишешь в календарь: навестить на следующей неделе…

А на следующей неделе, как это иногда случается, встречи, увы, уже не будет… в субботу прощание. Навсегда…

20 марта 2019 года на 95-м году ушёл из жизни Иван Иванович Яшин

Мы строили планы, как в будущем, 2020 году, 20 января по-настоящему отпразднуем 95-летний юбилей, а накануне 9 Мая Иван Иванович Яшин – один из немногих остававшихся авторов Великой Победы – поведёт нас преклонить колена у памятника Георгию Константиновичу Жукову…

Прощание состоится 23 марта, в субботу, в 11 часов
в морге 29 московской городской больницы.

В соответствии с выраженной волей, Иван Иванович Яшин будет захоронен на Черневском кладбище города Москвы (район Южное Бутово) рядом с покойными женой и дочерью.

***

Иван родился 20 января 1925 года в посёлке под названием Тереньга. Это одно из ранних поселений Поволжья, основано во второй половине XVII века, центр Тереньгульского района Симбирской губернии.

Из рассказа Ивана Ивановича Яшина:

«Ко времени моего рождения Симбирскую губернию переименовали в Ульяновскую область. По нынешним временам посёлок имеет статус административного центра Тереньгульского района Ульяновской области.
Отец – Яшин Иван Семенович, прошёл всю Первую Мировую войну от начала и до конца. Мать родила восьмерых детей, вела домашнее хозяйство…»

И.И. Яшин окончил заочное отделение МИНХ и ГП им. академика И.М. Губкина по специальности «Сооружение магистральных трубопроводов, газохранилищ и нефтебаз».

В 1950–1961 гг. – бухгалтер, главный бухгалтер, главный инженер Чарджоуской перевалочной нефтебазы, затем Небит-Дагской нефтебазы.

С 1961 г. – главный инженер Свердловского областного управления Главнефтеснаба РСФСР.

С 1965 г. – начальник Свердловского специализированного управления «Газмонтаж».

С 1966 г. – главный инженер Первоуральского отделения газопровода «Бухара–Урал», с 1967 г. – начальник Индерборгского Управления Дирекции строящегося газопровода Средняя Азия – Центр.

В 1970 г. – начальник отдела по исполнению контрактов и работе с персоналом объединения «Союззагрангаз».

1974–1991 гг. – заместитель начальника Главинтернефтегазстроя Миннефтегазстроя СССР.

В 1991 г. вышел на пенсию.

За участие в боевых действиях и трудовые достижения И.И.Яшин награжден орденами Отечественной войны II степени, Дружбы народов, медалями «За победу над Японией», «За отвагу», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», многими памятными и юбилейными медалями, Золотой медалью им. А.К Кортунова. Лауреат премии им. Б.Е.Щербины. Удостоен ряда наград и почетных званий Польской Народной Республики и Народной Республики Болгарии.

***

После выхода на пенсию вел большую общественную работу в Совете ветеранов Замоскворечья, активно участвовал в различных мероприятиях и общественно-патриотических акциях.

Щедро делился воспоминаниями, писал рассказы для литературно-исторических проектов Российского Союза Нефтегазостроителей и фонда «Ветеран нефтегазстроя» имени Б.Е. Щербины.

Прочтём ещё раз вместе рассказ Ивана Ивановича Яшина из книги «Это наша Победа» /Москва. 2016/ ISBN 978-5-00016-017-6

«… К началу Великой отечественной войны я был ещё учеником средней школы, а после её окончания призван в ряды Красной Армии. С января 1943 года проходил службу в частях, расположенных в Даурии (Забайкальский край), в пограничных боях с японцами получил ранение...

В войну с Японией вступил в 00 часов 9 августа 1945 года старшиной отдельного учебного батальона 210 стрелковой дивизии Забайкальского фронта. Войска фронта с боями продвигались на хингано-мукденском направлении. Сначала мы преодолели безводные степи Внутренней Монголии и приграничный укрепленный район…

Затем, взаимодействуя с Монгольской народно-революционной армией разгромили японские войска… Преодолели хребет Большой Хинган и 19 августа вышли на рубеж Чжанцзякоу…

После прекращения японской армией сопротивления, войска фронта занимались разоружением и приемом капитулировавших войск противника. Службу в рядах Советской армии продолжал в звании старшины до демобилизации в 1950 году... Участвовал в Великой Отечественной войне, получил тяжёлое ранение мой брат Виктор.

Хоть и пришлось мне воевать месяцы спустя после капитуляции Германии, добивая японцев на нашем Дальнем Востоке, и война для меня закончилась лишь к осени сорок пятого, День Победы 9 Мая для меня, как и всего Советского народа, священный праздник. Непередаваемое волнение довелось испытать, трижды участвуя в Парадных шествиях на Красной площади в Москве, посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Но это уже в мирной жизни...

Работал в Туркмении… затем в Свердловске…

Пятьдесят лет назад пришёл в систему газовой промышленности и нефтегазового строительства, назначен начальником Свердловского специализированного управления «Газмонтаж». … управление занималось монтажом систем сжиженного газа. Когда на Урал пришел природный газ, на производственной базе Управления были созданы три предприятия, на плечи которых легло строительство газораспределительных сетей на территории Свердловской области. Силами специалистовУправления впервые были проложены газовые артерии, которые сегодня обеспечивают свердловчан голубым топливом. Так началась газовая эра Свердловской области, в которой ведущую роль сыграло наше управление. Во время работы в Свердловске была осуществлена газификация двадцати трёх заводов в городе и области, в том числе такие гиганты индустрии, как «Уралмаш», Нижне-Тагильский металлургический комбинат.

В шестьдесят шестом году переведен на должность главного инженера Первоуральского отделения газопровода Бухара–Урал, а через год стал начальником Индерборгского Управления Дирекции газопровода Средняя Азия–Центр. Основные усилия здесь были направлены на обеспечение вывода построенных газопроводов на проектную мощность. Наладил деловые конструктивные отношения с властями и городскими службами. Выстроил уважительные и доверительные отношения с населением, выполнял наказы трудящихся в составе депутатского корпуса Индерского районного Совета народных депутатов Свердловской области.

В 1970 году меня пригласили на должность начальника отдела по исполнению контрактов и работе с персоналом в объединение «Союззагрангаз». Впервые столкнулся с проблемами организации совместной работы отечественных специалистов с иностранными партнерами на территории Советского Союза. Дело это оказалось далеко не простое, требующее приобретения новых знаний и навыков общения с людьми, зачастую весьма различными на ментальном уровне. Хотя это и были специалисты из братских стран социалистического содружества.

Приобретённый опыт здорово помог, когда в 1974 году получил назначение на должность заместителя начальника образованного в Миннефтегазстрое СССР Главинтернефтегазстроя. С этого времени до выхода на пенсию обеспечивал пребывание и деятельность подрядных организаций стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, ЧССР и Румынии) на строительстве интеграционных объектов: нефтепровода Сургут–Полоцк, газопроводов Оренбург–Ужгород, Ямбург–Западная граница СССР; на обустройстве Тенгизского и Советабадского нефтегазовых месторождений и на других объектах.

Памятным событием для меня стало непосредственное личное участие в 1975 году в разработке и подписании руководителями стран-членов СЭВ межправительственного соглашения об условиях пребывания и организации деятельности предприятий и компаний этих стран на территории СССР. Затем обеспечивал реализацию этого соглашения на практике. О масштабах реализации интеграционных проектов можно судить по таким показателям. К примеру, подрядные организации стран-членов СЭВ дислоцировались в сотне населенных пунктов тридцати трёх областей и краев Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана, Туркмении. Как вы понимаете, при организации работ в союзных республиках надо было учитывать дополнительные специфические факторы, связанные с традициями, бытом и культурой местных народов. Общая численность привлечённого зарубежного персонала достигала пятидесяти тысяч человек. Выполнялись значительные объемы строительно-монтажных работ. Сотрудничество приносило свои плоды на благо развития братских стран.

Фестиваль дружбы народов социалистических стран

Сегодня, все эти бывшие братские страны входят в Евросоюз, в НАТО. Кто больше, кто меньше пакостят России, следуя в фарватере гегемонистской американской политики. А тогда, в семидесятых, мне посчастливилось лично участвовать в организации и проведении Фестиваля Дружбы, великолепной международной выставки лучших достижений отрасли в Болгарии, Венгерской Народной Республике, Германской демократической Республике, Польше, Чехословакии и Румынии.

Особое внимание проблемам организации совместной работе специалистов стран содружества уделял Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Борис Евдокимович Щербина. В целях пропаганды дружбы и сотрудничества, опыта достижений совместной работы на строительстве объектов стран – членов СЭВ по поручению Министра были привлечены известные и популярные режиссёры, поэты и исполнители, написаны книги, циклы песен о трассах Уренгой-Ужгород, магистрали «Союз», «Оренбург–Ужгород» и других стройках, созданы кинофильмы, произведения живописи. В массовых масштабах изготовлена и распространялась самая разнообразная памятная и сувенирная продукция с символикой интеграционных строек от спичечных этикеток до комплектов пластинок грамзаписи. Были выпущены почтовые марки и конверты, организовано специальное их гашение.

Замечательное было время. В нашей отрасли, да и вокруг было видно: работа буквально кипела. Не буду утруждать цифрами роста объемов работ, прироста добывающих мощностей и километров трубопроводов. Мы все и сегодня используем мощный потенциал, в значительной своей части, созданный именно в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия. Но, оказывается, среди нас или у нас под ногами крутились какие-то странные пигмеи, назвавшие период гигантского подъема страны «застоем…»

***

«… Мне с Алексеем Кирилловичем нравилось работать…»

(Запись беседы 19.07.2016)
Приводится по книге «Алексей Кортунов. Соратники. Ученики» /М.: Союз-Дизайн. 2017/ ISBN 978-5-00016-024-4

Автор: Иван Иванович, Вы с Кортуновым Алексеем Кирилловичем лично когда-либо встречались?

И.И.: Да, конечно, конечно... Строился газопровод Средняя Азия–Центр. Это шестьдесят шестой–шестьдесят седьмой год. Я тогда был начальником Индерборгского Управления Дирекции строящегося газопровода. Газопровод Средняя Азия–Центр – это общая большая система. Индерборгская компрессорная станция находится примерно на середине трассы... Туда и сюда – тысячи километров. Это Гурьевская область. На север двести километров от Гурьева–Индерборг. Там проходит газопровод.

Алексей Кириллович проводил здесь совещания... Совещания по строительству газопровода Средняя Азия – Центр.

Курировал строительство представитель Косыгина... не помню, как его звали-величали. Этот представитель приезжал месяца через два... Я не знал, когда он приезжает. Я не знал, когда он уезжает. Приедет на компрессорную, находится там два-три дня, смотрит всё. И уезжает. Это была такая его компетенция...

Автор: А Алексей Кириллович Кортунов часто бывал там у Вас?

И.И.: Алексей Кириллович приезжал, когда проводил совещания. Через три-четыре месяца приезжал. Ему там проводить нравилось...

Расскажу один эпизод.

Там, в районе компрессорной, поле земляное: самолёты, вертолёты садятся. Ну и слетаются, съезжаются начальники главков, управляющие трестами... Несколько десятков руководителей разного ранга...

Заканчивает Министр совещание, мне и говорит:

- Слушай, Иван Иванович, работу мы закончили, разборки закончили, а что дальше будем делать?

Я отвечаю:

– Знаете, Алексей Кириллович, я там брезент у реки бросил... Или, как теперь говорят, - «поляну накрыл»... На всех хватит.

Участники совещания спрашивают меня: будет ли Алексей Кириллович уху варить?

Я спрашиваю Министра, как с ухой-то? «Ну, если будет рыба, я сварю уху».

В общем, дальше мы начинаем... начинаем наше послерабочее время...

Там газопровод реку Урал пересекает, работают подводники. Я им в шутку говорю: «Вы плавать умеете. Министр будет тянуть снасть... Надо как-то так, чтобы крючки не были пустые». А на снасти этой крючков штук десять-двенадцать навязано.

Затем я уже готовлю вёдра, разжигаю костёр, сооружаю подвеску... всё как положено... Алексей Кириллович тянет эту самую снасть... «донка» или как её правильно называют? Не вспомню сейчас... Ладно, не важно, как называется.

В общем, Алексей Кириллович тянет эту снасть, на каждом крючке рыбина. Ребята подхватывают рыбу. Он кладёт в ведро рыбину. Одно, два ведра набирается рыбы... Начинает варить... Ну, он мастер был уху варить! Варит, варит…  двойную, тройную уху варит. Собравшиеся сидят с посудинами, ждут... Потом все, конечно, довольны: расслабиться есть чем, закусить хорошо есть чем...

Автор: Иван Иванович, вопрос, конечно, пустяковый. Но любопытно всё-таки: какая раба в вашей ухе была?

И.И.: Разная рыба: и сомы там были, и сазаны, и окуни... Чего там только не было в реке Урал в те времена...

Встречал Кортунова я один. Провожал его тоже я один.

Как-то было - заканчивает Алексей Кириллович дела... собирается уезжать. Ставит уже ногу на ступеньку трапа самолёта и говорит мне:

– Знаешь что, ты будь в дружбе с местными.

– Да, конечно, Алексей Кириллович. Понятное дело. Я депутат районного Совета. Они ко мне здесь относятся хорошо. И первый секретарь райкома. Всё нормально, как должно...

Задача была к 7 ноября 67-го года пустить газопровод на Москву. Но компрессорные станции не все были готовы. Газопровод - линейная часть – был почти готов... Намечено было так: не будем пускать на полную мощность, а только, чтобы по загрузке, по давлению восемь миллионов кубометров в сутки подавать...

Намечали на 7 ноября - 25 октября мы его пустили.

Такие были встречи с Алексеем Кирилловичем Кортуновым на строительстве. Конечно, на первом плане всегда была работа... А уха, что уха... Уха работе не помеха, это время не рабочее. Люди-то все были нормальные, с пониманием!

Такая вот история...

И впереди у нас ещё были встречи, когда Алексей Кириллович пригласил меня на работу в Москву...

Лечу я как-то из Индера в Саратов. Вертолёт у нас там был, как положено... все четыре года, пока я там работал. С экипажем. Постоянно был у нас вертолёт с экипажем... Летим. Пилот мне говорит: «Александров Гай запрашивает: можем ли на обратном пути остановиться в Алгае?»

- Передай, обязательно на обратном пути остановимся в Алгае.

- Вас там ждёт какой-то начальник из отдела кадров министерства.

Я не предполагал, кто это, зачем он мне. Но, надо - значит надо встречаться. Возвращаемся из Саратова, садимся в Алгае. Там действительно человек из управления кадров Министерства. Знакомимся: «Я к тебе в Индер хочу поехать, мне надо кое-что посмотреть... Идет вопрос о назначении тебя на другую должность».

Ладно. Поехали ко мне. Прилетели в Индер... А у меня был там садовник. Местный казах, пожилой, с детства жил там. Работал у нас на компрессорной станции садовником... Садовник этот был мастер по кухне, большой мастер... Я ему даю поручение сделать на вечер ужин. Ну, друзья... он сделал нам такой ужин, что аромат стоял на весь поселок... Угостили этого товарища кадровика – он же ко мне в гости приехал. Сделали мы хороший ужин, покушали с ним, то-другое...

Он мне говорит: «Знаешь что, есть к тебе предложение. Хватит обретаться здесь, пора идти в Москву».

Немного раньше уже какие-то были разговоры... может быть, перевести меня в Саратов... А тут бери выше... «В Москву, так в Москву» - отвечаю. «Ты сам-то хочешь в Москву?» - спрашивает... Посидели, поговорили. Он уехал...

Звонит мне, наверное, дней через двадцать: «Ты почему не выехал в Москву? Приказ уже давно подписан, а ты всё там сидишь. Здесь разворачиваются мероприятия... газовый конгресс. В Москве будет, с участием большого количества иностранцев. Поэтому давай-ка вот что: отдай там всю работу главному инженеру и немедленно выезжай в Москву».

На другой день я вылетел в Москву.

Включился в работу по подготовке Конгресса. Меня подключили сразу на работу с иностранцами. В «Союззагрангаз». Занимался встречей иностранцев, работал с ними... С этого началась моя работа в семидесятом году по связям с иностранцами. Так я участвовал в организации одиннадцатого Международного газового конгресса. На него были приглашены 2900 иностранных и 2100 советских специалистов. В общем, пять тысяч участников. Зал весь был заполнен. Алексей Кириллович выступил на Конгрессе с большим обстоятельным докладом...

После завершения Конгресса Кортунов мне говорит: «Я еду в Париж, там есть у меня дела. Не хочу брать сувениров... Я бы знаешь, что сделал... Торт, я бы торт взял с собой. Ты, пожалуйста, позанимайся – сделай мне добрый торт для Парижа».

Мне, конечно, пришлось побегать... Нашёл хорошего мастера, сделали торт для Парижа! Показываю: «Алексей Кириллович, посмотрите, подойдет ли?»

Посмотрел: «Да. Это то, что надо. Спасибо». И с этим тортом поехал в Париж...

Вот такая история, такая была история...

Однажды мне пришлось быть у Министра на квартире. Алексея Кирилловича дома не было... Стоит посреди комнаты круглый стол, диаметром, наверное, не меньше метра... И на нём, во весь этот стол, лежит пирог. Смотрю на это чудо: «Боже мой, такой пирожище»... А у него был день рождения. Из Краснодара родня и друзья припёрли как-то ему этот пирог. Я тогда сообразил: «Вот откуда он взял эту идею — заказать торт для Парижа. Это, оказывается, у него в душе было»...

Мне с Алексеем Кирилловичем нравилось работать...

Такая вот история...»

***

Правление Фонда «Ветеран нефтегазстроя» имени Б.Е. Щербины выражают искренние соболезнования родным и близким, коллегам, соратникам и друзьям Ивана Ивановича Яшина.

Глубоко скорбим вместе с вами.