Скорбим со всей страной

8 октября 2020 года на 96-м году ушёл из жизни выдающийся советский и российский государственный, партийный и общественный деятель, организатор промышленности,
дважды Герой Социалистического Труда

Владимир Иванович Долгих

В.И. Долгих родился 05 декабря 1924 г. в селе Иланское Енисейской губернии (ныне город Иланский, Красноярский край).  После окончания школы в 1941 г. добровольцем пошел в Красную Армию. Воевал на Брянском фронте. В феврале 1943 г. тяжело ранен, после длительного пребывания в госпиталях демобилизован из армии.

В 1949 г. окончил Иркутский горно-металлургический институт, квалификация инженер-металлург. Одновременно с учебой в институте в 1948 г. окончил Вечерний университет марксизма-ленинизма. Кандидат  технических наук.

В 1949–1958  гг. работал начальником смены, технологом, начальником цеха, главным инженером на Красноярском аффинажном заводе. В 1958–1969  гг. на Норильском горно-металлургическом комбинате имени А.П. Завенягина – главный инженер,  с 1962 – директор.

В 1969–1972 гг. - первый секретарь Красноярского крайкома КПСС. Член ЦК КПСС с 1971 г., с декабря 1972 Секретарь ЦК КПСС, с 1982 по 1988 - кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Будучи Секретарем ЦК КПСС,  одновременно в 1976–1984  заведовал Отделом тяжелой промышленности и энергетики.  Решал широкий круг вопросов для многих отраслей народного хозяйства, в том числе курировал геологию, нефтяную и газовую промышленность,  нефтегазовое строительство. С начала 1970-х  до 1985 непосредственно участвовал в создании топливно-энергетического комплекса, который до сих пор обеспечивает Россию. Российским Союзом Нефтегазостроителей награждён медалью Кортунова и медалью Щербины.

Рассказывает Владимир Иванович Долгих:

«… то, что удалось сделать в Тюмени, - это наша национальная гордость. Как Великая Победа, как первый полёт человека в космос…

Судьба распорядилась так, что мне, «восточному» сибиряку, посчастливилось быть причастным к великому свершению XX в - созданию крупнейшего в мире Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Убежден, что по экономическому, политическому и историческому значению этот трудовой подвиг советского народа можно поставить рядом с другой гигантской вехой - индустриализацией, в свое время коренным образом преобразившей нашу страну.

... как секретарю ЦК мне поручено было заниматься всей тяжелой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом в целом... развитие Западной Сибири, Тюмени стало для меня, как и для Отдела тяжелой промышленности и энергетики Центрального Комитета партии, вопросом первостепенным. Прежде всего, потому, что это касалось как настоящего страны, так и, вне всякого сомнения, ее будущего. Успешное решение проблем Западной Сибири имело основополагающее значение для укрепления экономического могущества нашей Родины, предопределяло радикальное изменение топливного и внешнеторгового баланса...

На развитие Западной Сибири государство направляло громадные, даже по тем временам, капитальные вложения. Их надо было экономно и в короткие сроки превратить в реальные мощности по добыче и транспортировке нефти и газа, в некий ускоритель сооружения жилья и объектов социально-бытового назначения. Нисколько не умаляя вклад и трудовой героизм геологов, энергетиков, нефтяников, газовиков и транспортников,  следует отметить особую заслугу нефтегазостроителей в том, что в тяжелейших природно-климатических условиях, на территории более миллиона квадратных километров эти задачи удавалось успешно решать. На раннем этапе это были строители Мингазпрома, в самый бурный период - строители Миннефтегазстроя.

Следует помянуть добрым словом Алексея Кирилловича Кортунова и тех строителей, которые трудились у него под началом еще в бытность его министром газовой промышленности. В ту пору, когда начиналась Тюмень, главным образом Мингазпром располагал строительными подразделениями, способными профессионально решать задачи по строительству трубопроводов и обустройству промыслов в Западной Сибири. Газовая отрасль тогда серьезно шла на подъем, и у нее своих трудностей было предостаточно. Но строители-газовики А.К. Кортунова взялись за выполнение архисложных задач по созданию в Западной Сибири мощностей по добыче и транспортировке нефти. В начале 1970-х годов их усилиями удалось обеспечить в Западной Сибири ввод мощностей по ежегодной добыче и транспортировке свыше 100 млн т нефти.

… было принято решение о создании специализированного министерства по нефтегазовому строительству. Это сыграло решающую роль в обеспечении высоких темпов развития и нефтяной, и газовой отраслей. Объемы строительных работ на объектах нефтяников и газовиков в период с 1972 по 1980 г. возросли более чем в два раза.

Особенно высокими показателями отличались тюменские стройки. Не случайно название новой самостоятельной отрасли - строительство предприятий нефтяной и газовой промышленности - на протяжении почти двух десятилетий ассоциировалось у советских людей в первую очередь с Западной Сибирью. В этом регионе в пиковые годы выполнялось более половины всех объемов работ министерства! Строители-сибиряки всегда были на передовых рубежах созидания. Когда страна праздновала какие-либо трудовые свершения, они шли первым списком...

Когда меня спрашивают, много ли было поездок в Тюмень, я начинаю вслух сравнивать: за 16 лет работы в ЦК на Украине, к примеру, был всего три-четыре раза, много раз - на Курской Магнитке, на Новолипецком комбинате, в Караганде, Кузнецке, в Узбекистане, Красноярском крае и др. Но если все это суммировать, то все равно Тюмень перевешивала. И, конечно же, повторюсь, целью этих поездок не было «проехаться и посмотреть». Там зачастую решались очень важные государственные дела. Руку на пульсе событий требовалось держать не только на основе отчетов, но и изучая положение дел на месте… Шла, например, дискуссия на предмет строить или не строить на севере Тюменской области города. Или о вахтовом методе. Или когда стояла острая проблема с обустройством быта нефтяников, газовиков, строителей. Естественно, надо самому было иметь четкое представление о состоянии дела… когда дело касалось сооружения крупных трубопроводов, освоения крупных месторождений, мы целыми группами выезжали на место, определялись, какая помощь нужна, что и какими средствами решать…

Вопрос был воспринят настолько серьезно, что было принято решение образовать представительную партийно-правительственную комиссию и поручить ей в короткие сроки подготовить и вынести на рассмотрение Совмина и Политбюро проект соответствующего постановления.

…  Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1980 г. №241 «О неотложных мерах по усилению строительства в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» – это, наверное, самый яркий образец того, какой эффект «всеохватности», масштабности и, главное, действенности в решении сложнейших, казалось бы, непреодолимых проблем давало участие в этих делах Центрального Комитета. Для быстрого увеличения объемов строительства жилья помимо Миннефтегазстроя были привлечены строительные организации Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерства строительства СССР и Министерства промышленности строительных материалов СССР, организации из семи союзных республик, Москвы и Ленинграда.

В результате увеличилось строительство жилья в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, началось строительство городов Когалым, Лангепас, Ноябрьск, других благоустроенных городов и поселков. В короткие сроки в Тюменской области вышли на годовые объемы строительства до одной тысячи километров автодорог с твердым покрытием...

Мы всегда помнили, что развитие Западной Сибири было своего рода локомотивом, двигавшим вперед народное хозяйство не только, скажем так, в макромасштабах.  … на решение проблем Западной Сибири приходилось мобилизовывать многие отрасли промышленности.

Особых слов в контексте сказанного заслуживает нефтегазовое строительство. Вопросы развития научно-технического прогресса в этой отрасли всегда находились в центре внимания партийных органов… Когда эта отрасль только начинала формироваться, в ее составе был только один НИИ, а к 1985 г. научно-исследовательских и проектных институтов в системе Миннефтегазстроя насчитывалось свыше трех десятков! И газопроводы 1400-миллиметрового диаметра на 75 атмосфер, и мощная строительная техника, и прогрессивный комплектно-блочный метод строительства, и контактная сварка, и многие другие решения – всё это свидетельства того новаторского духа, который десятилетиями царил в отрасли…

… созданная в советское время газовая индустрия являлась основой экономики страны. Думаю, что и в настоящее время дальнейшее развитие газовой промышленности может и должно стать мощным инструментом для экономического и социального развития России.

К сожалению, сейчас, оглядывая прошлое, оценивая проделанное. не без горечи осознаешь, что не все мы успели. Не все планы развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса оказались осуществленными. И, конечно, не пресловутые кризисные явления в экономике тому причиной. Я вообще в принципе не согласен с таким определением - «кризис в экономике конца 1980-х - начала 1990-х годов». Нет в мире экономики, которая не подвержена взлетам и падениям. И дело не в кризисе, не в том, что социализм, плановая экономика себя исторически исчерпали. Говорить, что наша экономика в какой-то момент оказалась на излете по причинам ее неповоротливости и плановости - глупость. Другое дело, надо было более целеустремленно решать вопросы повышения эффективности и качества нашей работы. Конвертировать наши богатейшие природные ресурсы в интеллект - в образование, в науку, в создание современных технологий, в научно-технический прогресс. А то, что многие проблемы Западной Сибири оказались «недорешенными» - это факт, и факт характерный для быстро развивающегося региона, лишнее свидетельство того, что процесс в нашем нефтегазовом комплексе был очень динамичный, и прервался он явно не на излете.

Но, тем не менее, то, что удалось сделать в Тюмени, - это наша национальная гордость. Как Великая Победа, как первый полет человека в космос. Да ведь представить сложно, что было бы с российской экономикой сегодня, если бы не создание в исторически рекордно короткие сроки новой топливно-энергетической базы на севере Тюменской области. Если бы не было такой жемчужины, как Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс.

Если бы не было нефти и газа, оставались бы только три источника энергообеспечения в стране - гидроэнергетика, ядерная энергетика и уголь. А это означает, что мы имели бы совсем другую экономику. Не было бы развития высокотехнологичных отраслей, не было бы нашей высококлассной оборонки. А значит, снизилась бы безопасность страны, а в период холодной войны это был вопрос жизни и смерти. Поэтому вопрос, связанный с развитием Западной Сибири, носил не только стратегический характер, но и даже исторический - для нашей страны, а учитывая нашу тогдашнюю мощь, думаю, и для мира тоже. И, конечно, был бы совершенно другой уровень жизни в стране - не в лучшую сторону.

Нашей стране нужны, безусловно, новые идеи и новые силы, которым предстоит действовать по новой парадигме, которая в том или ином виде будет являть собой настоящую, а не выдуманную «политтехнологами» национальную идею - идею духовного и экономического возрождения нашей Родины. А для ее воплощения еще очень и очень пригодятся богатства Тюменского края, которые будут служить нашему народу продолжительное время, до тех пор, пока мы не перейдем в своих технологиях на совершенно иной качественный уровень.

Меня, случается, спрашивают о самом незабываемом впечатлении от Тюменского Севера. Может, это покажется странным или не очень серьезным - ведь столько грандиозных дел делалось, столько уникальных объектов вводили, - но запечатлелся, например, в памяти зимний сад на Медвежьем. За стеклом - стужа лютая, а здесь - цветы. Не забуду, как посветлело на душе...

Ну а если о более серьезных вещах? Спустя несколько лет после посещения Медвежьего видел, как на воду спускают громадные суперблоки для обустройства Ямбурга. Тогда укрепился в убеждении, что мы даже в экстремальных условиях в состоянии эффективно, малым количеством людей и в короткие сроки обеспечивать освоение новых газовых кладовых. Что все у нас, значит, может и должно получаться...

Конечно, всех тех, чьим героическим трудом был создан гигантский Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, и сегодня являющийся надежной опорой экономики страны, поименно не перечислить. Ведь они - ни больше, ни меньше - были частью нашего советского народа…

Работая в ЦК КПСС, на протяжении почти 16 лет мне приходилось теснейшим образом работать с газовиками и нефтяниками, но с Алексеем Кирилловичем Кортуновым я познакомился раньше - когда еще был директором Норильского горно-металлургического комбината.

В 1968-м году к нам прилетели Косыгин с Байбаковым и Кортуновым. Тогда речь шла о развитии комбината на базе богатых руд Талнахского месторождения, нужен был газ - вариант с углем уже не «проходил». Алексей Кириллович быстро, толково, я бы сказал, по-мудрому, возглавил решение этого вопроса. Хорошо помню - лично облетел на вертолете всю трассу, принял самое активное участие в формировании коллектива строителей. Результатом стало сооружение самого высокоширотного в мире газопровода Мессояха–Норильск...

Сентябрь 1968 г. В пятидесяти километрах от Норильска...

… в далеком 1953-м в глухом сибирском селении Березово забил первый газовый фонтан. Тогда мало кто, кроме разве что геологов, мог знать, что это событие ознаменует начало великой «Тюменской эры». Собственно, она и наступила десятилетие спустя - когда началась  в этом крае колоссального напряжения работа. Когда в эти места вслед за геологами пришли нефтегазостроители, труд которых заслуживает особой оценки, настоящего земного поклона. Меряя шагами громадные пространства, отдавая все силы без остатка, они удивили мир, в фантастически короткие сроки в непролазной топи и на вечной мерзлоте, обустроив мощнейшие промыслы, проложив тысячи километров магистральных трубопроводов, построив уютные современные города и поселки для нефтяников и газовиков...

С чувством глубокого удовлетворения встречаюсь с  соратниками по общему делу - развитию нефтяной и газовой промышленности, а в целом - экономики великого Советского Союза. Радостно видеть людей, которые сохраняют память о тех великих годах, о том времени, когда усилиями многих тысяч, миллионов наших соотечественников, причастных к созданию гигантского нефтегазового комплекса, вершилась в нашей экономике настоящая революция. Алексей Кириллович Кортунов принадлежал к когорте тех, кто стоял во главе этого колоссального, мирового значения процесса». (Алексей Кортунов. Соратники, ученики. М.: «Союз-Дизайн», 2017, стр. 395)

***

Владимир Иванович Долгих принял активное участие в мероприятиях, посвящённых 100-летию со дня рождения Бориса Евдокимовича Щербины, выступил на торжественном собрании 5 октября 2019 года в Президент-Отеле в Москве.

Выступление можно посмотреть здесь же на сайте в фильме о Б.Е. Щербине в разделе
«Фото-кино галерея» 

Правление Фонда «Ветеран нефтегазстроя»
им. Б.Е. Щербины